Профиль «Лесное охотоведение»
Охотоведческому образованию в России более 100 лет, а точкой отсчета надо считать 1897 год, когда ученый Совет Петербургского лесного института утвердил факультативную учебную дисциплину «Охотоведение», предложенную А. А. Силантьевым.
Сейчас в России существуют три центра подготовки биологов — охотоведов высшей квалификации:
Иркутская Государственная Сельскохозяйственная Академия (г. Иркутск),
Вятская Государственная Сельскохозяйственная Академия (г. Киров),
Российский Государственный Аграрный Заочный Университет (г. Балашиха Московской области).
Институт Лесного и лесопаркового хозяйства ПГСХА уже с середины 20 века готовит специалистов для лесного и охотничьего хозяйства, а начиная с 2002 года, здесь ведется подготовка специалистов по профилю «Лесное охотоведение». Подобные специализации позволяют выпускникам работать в уникальнейших и прекраснейших уголках живой природы Дальнего Востока и Сибири, в заповедниках, национальных парках, заказниках, комитетах по охране и рациональному использованию природных ресурсов, рыбинспекции, охотинспекции и охотничьих хозяйствах различного направления.
Одним из важнейших условий эффективного развития охотничьего хозяйства в РФ – является сохранение ресурсов охотничье — промысловых животных, обитающих на ее территории, а это более 70 видов охотничьих птиц и 60 видов охотничьих млекопитающих, а такая работа требует специфических знаний и навыков для управления популяциями и сохранения мест их обитания. Именно на сохранение и приумножение диких животных и птиц, в том числе редких видов и направлена деятельность Института лесного и лесопаркового хозяйства и его выпускников.
Львиную долю в теоретической и практической подготовке охотоведов занимают биологические, организационно – экономические, технико – технологические, управленческие, правоведческие и другие учебные дисциплины, основы которых в сфере охотничьего хозяйства используются специалистами на каждом шагу. Именно эта специфическая часть отличает охотоведа от биолога (зоолога) университетской подготовки.
По существу, охотовед – практик – это:
- организатор производства,
- управленец,
- технолог,
- инспектор по охране природы и специалист по использованию биологических ресурсов.
И при все при этом он:
- осуществляет деятельность по изучению, охране и рациональному использованию объектов живой природы;
- разрабатывает и реализует методы, приемы и средства организационно — технологической деятельности, обеспечивающие эффективность ведения промыслового и любительского охотничьего хозяйства в различных природно-экономических зонах страны;
- разрабатывает нормативные документы в своей области деятельности,
- организует и выполняет экспедиционные полевые работы и лабораторные исследования;
- анализирует получаемую информацию, обобщает и систематизирует результаты выполненных работ, составляет научно-технологические отчеты и другую установленную документацию;
- следит за соблюдением установленных требований, действующих норм, правил и стандартов;
- участвует в разработке и осуществлении новых методических подходов, обсуждений, оценке и публикации результатов, проводит патентную работу;
- следит за соблюдением законодательства РФ, международных соглашений, выполнением норм и правил в области трудовых отношений, владения собственностью, охране объектов живой природы.
В научной сфере, как правило, более узко — направленный характер:
- это различные сферы биологии (промысловая зоология, этология, биологическое ресурсоведение и др.),
- организация,
- экономика,
- технология охотничьего хозяйства и сопутствующих отраслей,
- правоведение и др.
Здесь исследователь является:
- биологом — охотоведом,
- организатором — охотоведом,
- технологом — охотоведом,
- юристом — охотоведом.
Главные объекты профессиональной деятельности специалиста — охотоведа:
- охотничьи животные и другие естественно возобновимые ресурсы,
- охотничьи угодья,
- технологические процессы производства охотничьей продукции,
- кадры охотников,
- организационно — управленческие процессы.
Виды профессиональной деятельности специалиста — охотоведа:
- организационно — технологическая,
- производственно – управленческая,
- научно — исследовательская,
- охранно — воспроизводственная,
- проектно — прогнозная,
- консультативная.
Даже в наше непростое время охотовед, как центральная фигура среди специалистов охотничьего хозяйства, помогает объединить почти 3 млн. человек, постоянно (профессионально), временно (сезонно) или эпизодически занятых в сфере охотхозяйственной деятельности в России.
Также важна и другая профессиональная деятельность охотоведа:
- регулирование протекания естественных процессов в экосистемах,
- сохранение устойчивого развития на 60 % территории страны, где интенсивное промышленное и сельскохозяйственное развитие может спровоцировать экологическую катастрофу.
Именно поэтому охотовед как квалифицированный специалист с высшим образованием востребован и будет востребован в будущем в самых различных сферах:
- на производстве (охотхозяйства, различные АО, ООО и т.д.),
- спортивно — любительской (хозяйства и региональные общества Росохотрыболовсоюза, охотбщества МВД и Минобороны и др.),
- в природоохранных органах (Охотнадзор, Рыбнадзор, Минприроды),
- научно — исследовательских организациях и учреждениях (заповедниках, институтах РАН).
Хотя ежегодно в традиционных центрах высшей школы России выпускается не менее 125 человек, дефицит кадров ощущается очень остро и особенно в отдаленных регионах Севера, Сибири и Дальнего Востока в том числе. А по словам потенциальных работодателей из регионов Сибири и Дальнего Востока, ежегодная потребность в кадрах данного профиля составляет не менее 100 человек. Этому способствуют и усиление общемировой тенденции развития природоохранной сферы и сферы трофейной охоты, а также реформирование системы охотничьего хозяйства в России, поэтому подготовка кадров в данной области приобретает первостепенное значение.
ПГСХА уже, готовящая студентов по уникальной специальности «Лесное охотоведение» — это одно из немногих учебных подразделений, занимающихся подготовкой кадров для сферы экологического природопользования, лесного и охотничьего хозяйства на Дальнем Востоке. Выгодная отличительная особенность обучения здесь – длительные учебные и производственные студенческие практики в различных регионах России, в местах расположения самых разнообразных природных комплексов, так как без непосредственного общения с дикой природой экологическое сознание сформировать невозможно. А ведь именно вот это длительное непосредственное общение охотоведа с окружающей природой в условиях автономного существования, имеет решающее значение для формирования экологического сознания, когда в результате прямого взаимодействия с природой он начинает ощущать себя её частью.
[/vc_column_text][/vc_column][vc_column width=”1/3″][vc_button2 title=”Информация для поступающих” style=”rounded” color=”pink” size=”sm” link=”url:http%3A%2F%2Filh.primacad.ru%2F%3Fpage_id%3D440|title:%D0%98%D0%BD%D1%84%D0%BE%D1%80%D0%BC%D0%B0%D1%86%D0%B8%D1%8F%20%D0%B4%D0%BB%D1%8F%20%D0%BF%D0%BE%D1%81%D1%82%D1%83%D0%BF%D0%B0%D1%8E%D1%89%D0%B8%D1%85|”][vc_single_image image=”411″ css_animation=”top-to-bottom” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d” border_color=”grey” img_link_large=”yes” img_link_target=”_blank” img_size=”300×700″][vc_single_image image=”410″ css_animation=”top-to-bottom” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d” border_color=”grey” img_link_large=”yes” img_link_target=”_blank” img_size=”500×700″][vc_single_image image=”412″ css_animation=”top-to-bottom” alignment=”center” style=”vc_box_shadow_3d” border_color=”grey” img_link_large=”yes” img_link_target=”_blank” img_size=”320×700″][/vc_column][/vc_row][vc_row][vc_column width=”1/1″][vc_gallery type=”image_grid” interval=”3″ images=”425,426,427,428,429,430,431,432,433,434,466″ onclick=”link_image” custom_links_target=”_self” img_size=”200×100″][/vc_column][/vc_row]